- Кыргызча
- Русский
Пресс-конференция в офисе Адвокатуры Кыргызской Республики от 19 декабря 2019 г.
Уважаемые коллеги,
19 декабря 2019 года в офисе Адвокатуры Кыргызской Республики состоялась пресс-конференция на тему: "Гарантии независимости адвокатской деятельности и неприкосновенность адвоката. Вмешательство государственных органов в деятельность Адвокатуры КР. Незаконные задержания, обыски, выемки и изъятия документации адвокатов, вызовы адвокатов на допрос".
В ней приняли участие Председатель Совета адвокатов Б.С. Райымкулов, заместитель председателя Совета адвокатов Ж.О. Бабаев, члены Совета адвокатов Э.А. Ли, Ч.А. Темирбаева, М.А. Бегилерова, Э.А. Рамазанова, член Комиссии по этике А.О. Бектуров А.О., адвокаты З.Т. Жоошев, А.К. Ли, Ш.Б. Токтосунов и Т.М. Омуралиев.
Председатель Совета адвокатов Б.С. Райымкулов в своей речи сказал:
« - Уважаемые коллеги, журналисты, представители СМИ, а также участники сегодняшней пресс-конференции!
Приветствуем всех Вас от имени Совета адвокатов и выражаем благодарность за то, что вы откликнулись на наше приглашение.
Хотелось бы начать нашу пресс-конференцию с обозначения правовой базы.
Правовой основой деятельности Адвокатуры КР являются Конституция, Закон КР об Адвокатуре, и иные нормативно-правовые акты и вступившие в законную силу международные договора и соглашения, участницей которой является Кыргызская Республика, а также общепризнанные принципы и нормы международного права.
В соответствии с Основными Положениями о роли адвокатов, принятыми VIII Конгрессом ООН по предупреждению преступности в 1990 г., а именно пунктами 16, 20, 22, 24, 25 Основных Положений о роли адвокатов, в соответствие с которыми Правительствам надлежит обеспечить адвокатам:
- право формировать самоуправляемые профессиональные сообщества для представительства их интересов;
- возможность исполнить все их профессиональные обязанности без запугивания, препятствий, беспокойства и неуместного вмешательства;
- адвокат должен обладать уголовным и гражданским иммунитетом от преследований;
- признавать обеспечивать и соблюдать конфиденциальность коммуникаций и консультаций между адвокатом и клиентом в рамках их отношений, связанных с выполнением адвокатом своих профессиональных обязанностей.
Конституция специально закрепило особый публично-правовой статус Адвокатуре КР.
В соответствии со ст.57 - Организация и деятельность Адвокатуры как самоуправляемого профессионального сообщества адвокатов, а также права, обязанности и ответственность адвокатов определяются Законом. И в рамках проводимой судебно-правовой реформы, начатой еще с 2011 года в 2014 году 14 июля был принят Закон КР «Об Адвокатуре Кыргызской Республики и адвокатской деятельности».
Согласно которой Адвокатура – это самоуправляемое профессиональное сообщество адвокатов, основанное на обязательном членстве в нем адвокатов Кыргызской Республики, создаваемое на основе общности профессиональных интересов, призванное выражать и защищать их интересы, содействовать повышению квалификации адвокатов и развитию адвокатской деятельности. Адвокатура как институт гражданского общества не входит в систему государственных органов и органов местного самоуправления и осуществляет свою деятельность в соответствии в рамках Закона и Устава Адвокатуры.
Органами управления Адвокатуры являются Съезд адвокатов и Совет Адвокатов.
В своей работе мы руководствуемся, в соответствии со ст. 17 принципами независимости и самостоятельности, сохранения адвокатской тайны, законности, справедливости и гуманности.
В соответствии со ст.29 Закона КР “O гарантии независимости адвокатской деятельности и неприкосновенности адвоката” - Вмешательство в адвокатскую деятельность, осуществляемую в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, либо препятствование этой деятельности каким бы то ни было образом запрещается.
Адвокат самостоятелен при осуществлении адвокатской деятельности, в выборе средств и способов защиты прав и интересов лиц, обратившихся за юридической помощью и не связан с мнениями других лиц.
Лица, допустившие незаконное вмешательство в деятельность адвокатов либо препятствующие осуществлению такой деятельности, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, вплоть до уголовной.
Адвокат не может быть привлечен к какой-либо ответственности за высказанное им при осуществлении адвокатской деятельности мнение.
Проникновение в жилище или рабочее помещение адвоката, в используемый им транспорт, производство в них осмотра, обыска, выемки, личный досмотр или личный обыск адвоката, наложение ареста на его имущество, осмотр и выемка его почтово-телеграфной корреспонденции, прослушивание его телефонных и других переговоров, привод, задержание и арест адвоката могут производиться не иначе как по судебному акту.
Адвокат не может быть подвергнут личному обыску или личному досмотру при выполнении им своих профессиональных обязанностей, кроме случаев, когда он застигнут на месте совершенного им преступления, а также за исключением случаев, предусмотренных законами Кыргызской Республики.
Адвокат не может быть вызван и допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с обращением к нему за юридической помощью или в связи с ее оказанием.
Адвокат не вправе давать объяснения и показания об этих обстоятельствах, а также предоставлять о них какие-либо материалы для использования в оперативно-розыскной деятельности, судопроизводстве, государственных органах. Эта норма предусмотрена не только в нашем Законе КР «Об Адвокатуре Кыргызской Республики и адвокатской деятельности», но и согласно Уголовно-процессуального кодекса Кыргызской Республики, где в п.4 части 4 статьи 58 прописано, что адвокат не подлежит допросу в качестве свидетеля об обстоятельствах, которые стали им известны в связи с обращением за юридической помощью или ее оказанием. Кроме того, в соответствии с частью 10 статьи 191 Уголовно-процессуального кодекса Кыргызской Республики лицо имеет право не отвечать на вопрос по поводу тех обстоятельств, относительно предоставления которых есть прямое запрещение в законе (адвокатская тайна).
Также в статье 30 Закона КР «Об Адвокатуре Кыргызской Республики и адвокатской деятельности» прописано, что адвокат не вправе разглашать адвокатскую тайну. Адвокатскую тайну составляют любые сведения, ставшие ему известны в результате осуществления им адвокатской деятельности, поэтому адвокат не может быть допрошен в качестве свидетеля.
Уголовное дело в отношении адвоката в связи с его профессиональной деятельностью может быть возбуждено только Генеральным прокурором Кыргызской Республики либо его заместителем. Эта норма предусмотрена не только в нашем Законе КР «Об Адвокатуре Кыргызской Республики и адвокатской деятельности», но и в Конституционном законе КР “О некоторых полномочиях прокуратуры”.
В последнее время участились факты вмешательства и неправомерные действия в отношении Адвокатуры КР и адвокатов со стороны госорганов, которые восприпятствуют нашей деятельности, в нарушение Закона.
Так, Государственное агентство по антимонопольному регулированию при Правительстве КР, незаконно вмешиваясь в деятельность Адвокатуры КР предписало устранить якобы имеющееся нарушение путем отмены барьера в виде вступительного взноса с лиц, вступающих в члены Адвокатуры КР, хотя этот вопрос решается только нашим высшим органом -Съездом адвокатов.
Происходят незаконные выемки со стороны следственных органов в отношении документации Адвокатуры КР, были изъяты в оригинале бухгалтерские и другие документы и парализована работа Адвокатуры КР, на основании постановления следственного судьи.
Ранее, адвокат в возрасте более восьмидесяти (80) лет находился под стражей, несмотря на его возраст, хотя можно было не применять в отношении адвоката такие жесткие меры пресечения. Еще один другой факт, адвокат был арестован и чтобы изменить ему меру пресечения, более пятидесяти адвокатов вступили в его дело вручив свои ордера-поручения, благодаря чему он был выпущен под домашний арест из зала суда.
В последнее время к нам обратились адвокаты: С.М. Слесарев, З.Т. Жоошев и Автандил уулу Бакытбек, им пришла повестка о вызове на допрос в следственную группу Военной прокуратуры КР, которые тоже являются нарушением вышеуказанных норм Закона.
Адвокатское сообщество крайне обеспокоено вышеуказанными фактами и надеется на то, что соответствующие государственные структуры примут необходимые меры по недопущению нарушений законности в отношении адвокатов».
Также своими мнениями поделились остальные участники пресс-конференции: заместитель председателя Совета адвокатов Ж.О. Бабаев, адвокат З.Т. Жоошев, члены Совета адвокатов Э.А. Ли, Ч.А. Темирбаева, Э.А. Рамазанова и М.А. Бегилерова.
Видео пресс-конференции в офисе Адвокатуры Кыргызской Республики от 19 декабря 2019 г. https://www.youtube.com/watch?v=SeM8r1BZp_4