- English
- Кыргызча
- Русский
Выступление Председателя Совета адвокатов Адвокатуры Кыргызской Республики Б.С. Райымкулова на Круглом столе по обсуждению проекта Закона «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «Об Адвокатуре Кыргызской Республики и адвокатской деятельности»
Уважаемый Канат Керезбекович, Дастан Далабайевич, коллеги и участники сегодняшней встречи!
Разрешите мне от имени профессионального сообщества адвокатов страны поприветствовать вас! Я рад встрече с вами на сегодняшнем круглом столе!
Адвокатура Кыргызской Республики выражает благодарность депутатам Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Канат Керезбековичу и Дастану Далабайевичу за проявленное внимание к проблемам адвокатского сообщества, вместе с тем Адвокатура рассмотрев и обобщив все поступившие из территориальных адвокатур Кыргызской Республики решения, письма и обращения, не соглашается в основной части с предложенной инициативой о внесении изменений в профильный Закон КР «Об Адвокатуре Кыргызской Республики и адвокатской деятельности»
Адвокатура Кыргызской Республики являясь составной частью системы осуществления правосудия, наряду с институтами прокуратуры и суда играет особую роль в осуществлении правосудия и защиты прав граждан и юридических лиц. Главное предназначение Адвокатуры КР состоит в оказании социально значимой, высококвалифицированной юридической помощи всему обществу.
В 1999 году Законодательным собранием Жогорку Кенеша был принят Закон Кыргызской Республики «Об адвокатской деятельности». Принятым Законом существовавшие Коллегии адвокатов были упразднены и появилось множество частных адвокатских учреждений, адвокаты стали разобщенными. Таким образом, старое законодательство предоставляло большую разобщенность адвокатам, в ущерб качеству оказываемой населению правовой помощи и отсутствием эффективных механизмов защиты прав граждан от недобросовестных адвокатов. При этом государством не было предложено никакой альтернативы старой системе Адвокатуры КР, которая ранее объединяла адвокатов республики в Коллегии адвокатов.
В дальнейшем, практика показала, что упразднение Коллегий адвокатов не стала эффективной мерой, даже при всей своей демократичности обнажило пласт проблем, которые стали очевидны при его применении. Основная проблема с принятием названного Закона выявилось в отсутствии структуры адвокатуры, которая выступала бы регулятором профессии, так как членство в общественных объединениях адвокатов являлось добровольным, то есть необязательным.
Значительное число адвокатов не вошли ни в какие адвокатские сообщества, и следовательно не подпадали под какое-либо регулирование по вопросам качества оказываемой адвокатами юридической помощи, соблюдения норм профессиональной этики, повышения квалификации, соблюдения дисциплины, а также, если смотреть с призмы осуществления правосудия в стране, то не было никакого системного метода оказания юридической помощи малоимущим слоям населения.
На протяжении 15 лет адвокаты в Кыргызской Республике были предоставлены сами себе и большинство не занимались повышением квалификации. За все это время в Кыргызстане не было создано специализированных учреждений, где адвокаты могли бы повысить уровень своих знаний. В то время когда судьи проходят повышение квалификации в Высшей Школе Правосудия, прокуроры в секторе повышения квалификации прокурорско-следственных работников Генеральной прокуратуры Кыргызской Республики.
Следует отметить, что даже в Конституции 2008 года была предусмотрена норма об организации и деятельности адвокатуры, как самоуправляемого профессионального сообщества адвокатов, а также права, обязанности и ответственность адвокатов должны были определятся Законом. Изучив практику других стран ближнего и дальнего зарубежья адвокатским сообществом был разработан проект Закона Кыргызской Республики «Об Адвокатуре Кыргызской Республики и адвокатской деятельности», который был принят Жогорку Кенешом Кыргызской Республики и подписан Президентом Кыргызской Республики от 14 июля 2014 года.
Во исполнение требований Закона, 26 ноября того же года был проведен учредительный Съезд адвокатов, на котором были утверждены Устав Адвокатуры, Кодекс профессиональной этики адвокатов, были избраны органы управления Адвокатуры Кыргызской Республики: Совет адвокатов, Комиссии по этике адвокатов и Ревизионной комиссии, и в дальнейшем 27 декабря создано профессиональное, самоуправляемое сообщество адвокатов – Адвокатура Кыргызской Республики с девятью территориальными подразделениями во всех областях страны, городах Бишкек и Ош.
С момента государственной регистрации Адвокатуры Кыргызской Республики в органах юстиции, последняя обрела публично – правовой статус и стала институтом гражданского общества, то есть стала конституционным органом – Институтом Адвокатуры.
Следует отметить, что были случаи, когда некоторые лица обладавшие лицензией на право занятия адвокатской деятельностью, не пожелавших исполнять требования вышеуказанного Закона (не желающих стать членом Адвокатуры Кыргызской Республики) обратились в Конституционную палату Верховного суда Кыргызской Республики с просьбой признать положения части 1 статьи 2 , статьи 15, части 6 статьи 21и других норм Закона Кыргызской Республики «Об Адвокатуре Кыргызской Республики и адвокатской деятельности» не конституционными и противоречащими части 2 статьи 4, пункту1 статьи 5, частям 1, 2, 3 статьи 20, пунктам 1, 3 статьи 31, статье 35 Конституции Кыргызской республики.
Таким образом, вопросы рассмотренные и отраженные в решении Конституционной палаты от 11 марта 2015 года были признаны не противоречащими Конституции Кыргызской Республики, и которые на сегодняшний день инициируются депутатом Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Дастаном Бекешовым.
Далее, отмечаю, что за более чем три года функционирования Адвокатуры Кыргызской Республики, были созданы не только структурные подразделения – Адвокатуры областей, города Бишкек и Ош, но и созданы Комитет по защите прав адвокатов, комитет по законодательству, комитет по повышению квалификации адвокатов, комитет по социальным вопросам, учрежден Учебный центр адвокатов при Адвокатуре Кыргызской Республики, а также приобрело помещение в собственность адвокатского сообщества. Также были разработаны и утверждены положения, регламенты и другие документы, регулирующие адвокатскую деятельность, определена и установлена единая форма удостоверения для всех адвокатов и форма ордера – поручения. На сегодняшний день Адвокатурой Кыргызской Республики на постоянной основе проводится работа по повышению статуса адвокатов и улучшению условий оказания квалифицированной юридической помощи.
Так, Конституцией Кыргызской Республики гарантируется получение квалифицированной юридической помощи каждому гражданину (ст. 40), которая оказалась востребованной в обществе и получила значительное развитие в виду актуальности вопроса, что способствовало качественному изменению профессиональных требований к деятельности адвоката.
Так, в рамках судебно-правовой реформы, в 2016 году принят новый Закон Кыргызской Республики «О гарантированной государством юридической помощи», где основными органами в системе оказания бесплатной юридической помощи по ГГЮП, являются Адвокатура Кыргызской Республики и уполномоченный орган Правительства Кыргызской Республики. Следует отметить, что в соответствии со ст. 11 Закона КР «О ГГЮП», квалицированная юридическая помощь может быть оказана только ключевым субъектами - адвокатами, что означает о неотъемлемом участии Адвокатуры КР в системе ГГЮП, а также в системе осуществления правосудия в целом.
В этой связи, во исполнение ст.21 Закона КР «О ГГЮП» Адвокатурой КР были разработаны следующие нормативно – правовые акты:
1. Положение о критериях отбора адвокатов, участвующих в системе гарантированной государством юридической помощи;
2. Положение о порядке и форме ведения Регистра оказываемой адвокатом гарантированной государством квалифицированной юридической помощи;
3. Формат отчета адвоката об оказанной юридической помощи в рамках системы по гарантированной государством юридической помощи;
4. Форма договора адвоката с уполномоченным органом по оказанию квалифицированной юридической помощи;
5. Проект постановления Правительства Кыргызской Республики «Об утверждении тарифов оплаты труда адвокатов по оказанию квалифицированной юридической помощи по уголовным делам в рамках гарантированной государством юридической помощи»;
6. Проект постановления Правительства Кыргызской Республики «Об утверждении тарифов оплаты труда адвокатов по оказанию квалифицированной юридической помощи по гражданским и административным делам в рамках гарантированной государством юридической помощи»;
7. Проект постановления Правительства Кыргызской Республики «Положения о порядке оплаты оказанной адвокатом квалифицированной юридической помощи в системе гарантированной государственной юридической помощи»;
8. Проект Временного положения «О порядке предоставления гарантированной государством юридической помощи по гражданским и административным делам»;
9. Стандарты качества работы адвокатов, оказывающих квалифицированную юридическую помощь по уголовным делам, а также Стандарты качества по гражданским и административным делам.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что с момента создания, Адвокатурой Кыргызской Республики проведена колоссальная работа по приведению в единое русло качества и гарантии защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц в рамках ГГЮП, тем самым оказывая уполномоченным государственным органам неотъемлемую поддержку. Так, были организованы поездки по всем областям республики, где были открыты центры по оказанию бесплатной юридической помощи населению.
Однако, нежелание некоторых лиц, выступающих инициаторами внесений изменений в действующее законодательство приведет к развалу всей проделанной работы государственных органов и адвокатского сообщества. Данные лица систематически нарушают требования законодательства, неоднократно обращаются с необоснованными и незаконными исками к Адвокатуре Кыргызской Республики, что приводит к затрате времени и средств. в свою очередь, на сегодняшний день ни один поданный иск не был удовлетворен судами и выигран инициаторами исков.
На сегодняшний день практически все адвокаты понимают значимость единой Адвокатуры КР, основанной на обязательном членстве и отказываются от поддержания внесения предложенных изменений.
Адвокатура Кыргызской Республики намерена сотрудничать с Вами в принятии таких нормативных правовых актов, которые бы укрепили поднятие статуса адвокатов и Адвокатуры Кыргызской Республики в целом.
Уважаемые Канат Керезбекович, Дастан Далабайевич, ранее Адвокатура Кыргызской Республики не согласившись с предложенными изменениями направляла в Комитет свою обоснованную позицию, которая заключается в следующем:
1. Так, по вопросу об исключении слов «Кыргызская Республика» из наименования Адвокатура Кыргызской Республики
отмечаем, что в соответствии со ст. 57 Конституции КР Адвокатура определена как самоуправляемое профессиональное сообщество адвокатов. Таким образом данная норма определяет территориальную принадлежность адвокатов по всей территории Кыргызской Республики.
Более того, согласно Положению о порядке включения в наименование юридических лиц, филиалов (представительств) официального полного или сокращенного названия Кыргызской Республики, утвержденному постановлением Правительства КР от 08.12.2010 года за № 318, некоммерческие организации могут включать в свое наименование официальное полное или сокращенное название Кыргызской Республики в случае, если организация объединяет или создана физическими лицами и (или) юридическими лицами, проживающими на территории более половины областей КР.
Следовательно, при создании Адвокатуры КР были соблюдены нормы действующего законодательства в целом, а также в части использования в наименовании официального полного или сокращенного названия Кыргызской Республики, что позволило провести государственную регистрацию в органах юстиции.
В свою очередь, наименование и логотип Адвокатуры Кыргызской Республики, означают и символизируют единство всего адвокатского сообщества, указывают на республиканский статус охвата деятельности, в международных правоотношениях указывают на принадлежность данного института к Кыргызской Республике и выражение этой организацией профессиональной позиции и мнения большинства адвокатов Кыргызской Республики.
Более того, все постсоветские государства, все Адвокатуры европейских и других стран в своем наименовании включают название своего государства, тем самым подчеркивая принадлежность к тому или иному государству.
К примеру федеральная палата адвокатов использует в своем наименовании официальное название Российская Федерация, в Казахстане существует республиканская коллегия адвокатов Республики Казахстан, в Таджикистане - Союз адвокатов Республики Таджикистан, в Узбекистане - Палата адвокатов Республики Узбекистан, в Азербайджане и Турции официальные названия также включены в наименования объединений адвокатских сообществ, с которым Адвокатура КР подписала меморандумы, соглашения, хартии о сотрудничестве. В случае внесений изменений в действующее законодательство Адвокатура КР и все адвокатское сообщество понесет потери международного уровня и должно будет выстраивать международное сотрудническое заново.
2. По вопросу об отмене обязательного членства
Адвокатура КР полагает, что существующий на сегодняшний день порядок вступления не противоречит действующему законодательству и связан с особым статусом Адвокатуры Кыргызской Республики.
Конституцией Кыргызской Республики предусмотрено, что права обязанности и ответственность адвокатов определяются законом.
На основании конституционных норм был разработан и принят Закон Кыргызской Республики «Об Адвокатуре Кыргызской Республики и адвокатской деятельности» от 14.07.2017 года о чем уже ранее было отмечено.
В соответствии с п. 3 ст. 2 Закона КР «Об Адвокатуре Кыргызской Республики и адвокатской деятельности» Адвокатура является некоммерческим юридическим лицом с самостоятельной организационно-правовой формой - Адвокатура. Следовательно Адвокатура как юридическое лицо не относится к определенным Гражданским кодексом КР некоммерческим организациям (крестьянское хозяйство, общественный фонд и др.), а имеет новый вид организационно – правовой формы и правовой статус. Соответственно, говорить о том, что обязательное членство в Адвокатуре как некоммерческой организации нарушает принципы гражданского законодательства, нельзя.
Что касается предположений о нарушении международно-правовых норм, то следует отметить, что п. 2. ст. 22 Международного пакта о гражданских и политических правах, предусмотрено пользование правом на свободу ассоциации с другими, не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусматриваются законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц. Таким образом, данный пакт не регулирует обязательное или добровольное нахождение в составе профессионального объединения, а предусматривает лишь право на свободу ассоциации.
Решение Европейского Суда по Правам Человека от 23 июня 1981 года, рассмотревшего жалобу Ле Конт (Le Compte), Ван Левен (Van Leuven) и Де Мейер (De Meyere) против Бельгии является примером того, что обязательное нахождение в составе профессионального объединения не является нарушением Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Более того, Адвокатура КР в тесном взаимодействии с государственными органами как раз таки соблюдает международные нормы и обеспечивают реализацию права на правовую защиту для любого лица, требующего такой защиты. В связи с этим отмечаем, что указанные нормы Пакта о гражданских и политических правах отмечают значимость и взаимодействие адвокатского сообщества с государством.
Таким образом, членство в Адвокатуре никоим образом не посягает на указанное право на свободу ассоциации. А наоборот, соблюдая нормы международного права Адвокатура КР не запрещает адвокатам, являющимся ее членами, свободно объединяться в любые другие объединения, ассоциации и прочие сообщества.
Эта норма отражена в статье 16 Закона Кыргызской Республики «Об Адвокатуре Кыргызской Республики и адвокатской деятельности» где указано, что адвокат может осуществлять адвокатскую деятельность индивидуально в форме адвокатского кабинета либо через адвокатскую организацию в форме коллегии адвокатов или адвокатского бюро.
В свою очередь, обязательное членство дает возможность Адвокатуре реагировать на нарушения адвокатов в оказании квалифицированной юридической помощи населению. Обязательное членство является механизмом, с помощью которого Адвокатура КР может осуществить контроль за качеством оказываемой юридической помощи и соблюдением конкретным адвокатом правил и норм профессиональной этики.
Если адвокат не будет связан профессиональными правилами и членством в единой организации, гарантии надлежащей защиты прав гражданина будут ослаблены. Обеспечение реализации основного конституционного права человека - на судебную защиту и квалифицированную юридическую помощь - будет затруднено в связи с глобальной разобщенностью адвокатского сообщества, которая наступит в результате отмены обязательного членства.
На сегодняшний день, в комиссию по этике Адвокатуры КР поступило около 1000 жалоб на действия адвокатов, из которых по 700 жалобам приняты решения, что свидетельствует о необходимости обязательного членства для контроля за качеством оказания адвокатами квалифицированной юридической помощи.
3. По вопросу включения статьи 22-1, о лишении лицензии согласно закону о лицензионно-разрешительной системе в КР.
Адвокатура Кыргызской Республики отмечает, что в соответствии со статьей 2 Закона Кыргызской Республики «О лицензионно-разрешительной системе в Кыргызской Республики» действие закона не распространяется на систему оценки квалификации и профессиональных навыков, то есть на адвокатскую деятельность.
Кроме того, насколько нам известно Министерством юстиции КР инициирован проект Закона, где предусмотрено исключение из названного закона лицензирование адвокатской и нотариальной деятельности.
Следовательно, принятие решения по данному вопросу является преждевременным.
4. По вопросу отмены обязательного повышения квалификации
Адвокатура Кыргызской Республики отмечает, что высокий уровень образования и нравственности - это не право адвоката, а его профессиональная обязанность. Требования непрерывного повышения квалификации адвокатов являются главными предпосылками для успешного функционирования всей системы правосудия и оказание качественной квалифицированной юридической помощи.
Кроме того, статьей 54 Конституции Кыргызской Республики предусмотрено обеспечение повышения квалификации граждан, не говоря уже об адвокатах, которые ответственны в предоставлении необходимых гарантий, связанных с качеством оказываемой юридической помощи.
Более того, к иным правовым профессиям (судьи, прокуроры, следователи) обязательны требования по повышению квалификации.
5. По вопросу о признании за лицами, ранее лишенными адвокатской лицензии, возможности работать помощниками адвокатов, а также претендовать на повторное получение адвокатской лицензии
В соответствии с действующей редакцией Закона КР «Об Адвокатуре Кыргызской Республики и адвокатской деятельности» лицензию не может получить гражданин, ранее лишенный лицензии на право занятия адвокатской деятельностью (п. 2 ст. 19), а также помощником адвоката не может быть лицо, ранее лишенное лицензии на право занятия адвокатской деятельностью (п. 2 ст, 28).
Законопроектом предлагается исключить такое обстоятельство, как лишение адвокатской лицензии, из перечня обстоятельств, препятствующих повторному получению лицензии и работе в качестве помощника адвоката.
Предлагаемое изменение совершенно необоснованно поскольку лишение адвоката его лицензии возможно в случае совершения адвокатом дисциплинарного проступка, намеренного и осознанного совершения правонарушения не совместимого с правовым статусом адвоката.
Кроме того, невозможность работы по определённому виду деятельности, в данном случае по адвокатской деятельности, при наличии проступков или дисциплинарных нарушений, небезупречного поведения закреплены во многих конституционных законах, примером которого является Конституционный Закон КР «О статусе судей»(с.15 п.9)
В заключении хотелось бы отметить, что действующая редакция Закона КР «Об Адвокатуре КР и адвокатской деятельности» не противоречит действующим нормам законодательства Кыргызской Республики.
Так, анализ опыта стран ближнего и дальнего зарубежья показывает, что во всех развитых государствах членство в Адвокатуре является обязательным, равно как и повышение квалификации для адвокатов и соблюдение адвокатами норм профессиональной этики.
На основании вышеизложенного, Адвокатура КР считает, что внесение инициированных изменений и дополнений в Закон КР «Об Адвокатуре Кыргызской Республики и адвокатской деятельности» является необоснованным и может нанести вред сложившейся системе взаимодействия Адвокатуры Кыргызской Республики с государственными органами и другими институтами гражданского общества, а также социально – уязвимому населению, которому предоставляется бесплатная квалифицированная юридическая помощь адвокатами.
В завершении своего выступления хочу пожелать всем присутствующим успешной и плодотворной работы, а также принять единое законное решение по обсуждаемым вопросам.
С уважением,
Председатель Совета адвокатов
Адвокатуры Кыргызской Республики
Б.С. Райымкулов