Справка-обоснование к проекту Закона Кыргызской Республики «О прекращении действия законодательных актов по принципу «гильотины»

Содержимое: 

СПРАВКА-ОБОСНОВАНИЕ

к проекту Закона Кыргызской Республики

«О прекращении действия законодательных актов по принципу «гильотины»

 

Настоящий законопроект направлен на реализацию Указа Президента Кыргызской Республики «О проведении инвентаризации законодательства Кыргызской Республики» от 8 февраля 2021 года № 26.

За последние десятилетия чрезмерно активное использование права законодательной инициативы при отсутствии концептуальной логики и последовательности развития многих сфер законодательства привело к неоправданной тенденции увеличения неупорядоченного нормативного правового массива.

Многочисленные изменения законов приводят к тому, что законы не полно регламентируют сам предмет закона, имеют законодательные пробелы, содержат внутренние конфликты и противоречия, имеют дублирующие, а порой и излишние положения, и не всегда отвечают принципам справедливости и партнерства. Все это, в свою очередь, ведет к ограничению конституционных прав граждан на доступ к правосудию и судебное разбирательство, а также вынесение справедливого решения.

В целях оптимизации и совершенствования всей законодательной базы, проведения масштабного и качественного ее изменения, основанного на пересмотре действующих ценностей и принципов, новых ориентиров и направленного на защиту прав и интересов гражданина и юридических лиц был принят вышеотмеченный Указ Президента Кыргызской Республики.

Так, данным Указом Правительству рекомендовано образовать межведомственную экспертную группу, включив в ее состав представителей Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, Верховного суда Кыргызской Республики, Генеральной прокуратуры Кыргызской Республики, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, бизнес-структур, неправительственных организаций и независимых экспертов и в срок до 31 декабря 2021 года провести полную инвентаризацию принятых законов Кыргызской Республики по отраслям права на предмет соответствия Конституции, принципам социальной справедливости и партнерства, необходимости, целесообразности и эффективности, достаточности регулирования предмета, устранения внутренних противоречий и коллизий, пробелов в праве, по итогам которой внести предложения, направленные на устранение выявленных несоответствий.

Ввиду этого, распоряжением Правительства Кыргызской Республики от 10 марта 2021 года № 55-р образована межведомственная экспертная группа по инвентаризации законодательства Кыргызской Республики, в состав которого вошли представители всех государственных органов, бизнес-структур, неправительственных организаций и независимых экспертов.

Кроме этого, вышеобозначенным Указом Президента поручено разработать и инициировать проект закона по внедрению упрощенного механизма прекращения действия законов и принятых в рамках таких законов других нормативных правовых актов (по принципу «гильотины»).

В связи с чем, данным проектом предусматривается признать утратившими силу все законы Кыргызской Республики, за исключением соответствующих нормативных правовых актов, перечень которых также определяется законопроектом.

Проектом также предусматривается срок вступления в силу данного Закона по истечении шести месяцев со дня официального опубликования.

Более того, проектом устанавливается, что Правительству Кыргызской Республики необходимо провести инвентаризацию всех законов в вышеотмеченный срок, за исключением соответствующих законов.

Вместе с тем, поскольку согласно статье 8 Закона Кыргызской Республики «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики» нормотворческие органы вправе делегировать свои нормотворческие полномочия соответствующим государственным органам по вопросам их ведения, законопроектом Правительству Кыргызской Республики делегируется полномочие по продлению срока вступления в силу Закона, в случае обстоятельств непреодолимой силы.

Сообщаем, что по результатам проведенного анализа норм национального и международного законодательства выявлено, что нормы законопроекта не противоречат другим нормативным правовым актам и актам международного законодательства.

Учитывая, что законопроект не направлен на урегулирование предпринимательской деятельности, проведение анализа регулятивного воздействия не потребуется.

В соответствии со статьей 22 Закона Кыргызской Республики «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики» законопроект будет размещен на официальном сайте нормотворческого органа и Едином портале общественного обсуждения проектов нормативных правовых актов Кыргызской Республики.

Одновременно отмечаем, что принятие законопроекта негативных правовых, правозащитных, экономических, социальных, коррупционных, гендерных и экологических последствий за собой не повлечет.

Кроме этого, принятие законопроекта не потребует финансирования из государственного бюджета.